
С каждым годом турбокомпрессоры становятся всё более популярными в автомобильной промышленности. Эти устройства не новинка, и используются в авиационных и иных двигателях внутреннего сгорания уже почти сотню лет. Но если ранее турбины устанавливались на “заряженные” эксклюзивные автомобили, то сейчас это становится стандартом. За время использования турбокомпрессоры доказали свою высокую эффективность в автомобилях.
Турбокомпрессор представляет собой не слишком сложное устройство. Это просто воздушная помпа, которая приводится в движение выхлопной системой автомобиля. Принцип работы этой помпы также не сложен: она нагнетает в двигатель большой воздушный поток. Система управления двигателем подготавливает правильную пропорцию топливной смеси, исходя из увеличенного объёма поступающего воздуха, и эта смесь поступает в двигатель, придавая ему большую мощность, в сравнении со стандартным режимом работы.
Рассмотрим, что даёт установка турбокомпрессора.
* Большая мощность двигателя при неизменной массе.
* Занимает меньше места, чем аналогичный по мощности атмосферный двигатель.
* Крутящий момент такого двигателя может быть лучше адаптирован к необходимым условиям эксплуатации автомобиля.
* Разряженный воздух на больших высотах практически никак не влияет на турбированные моторы.
* Двигатель с турбокомпрессором более эффективно сжигает топливо. Его КПД выше, а расход топлива, соответственно, ниже.
* Лучшее сгорание топлива – лучшая экологичность автомобиля.
* Более стабильная работа и меньший шум выхлопа.
У турабированных двигателей слишком много плюсов, потому установка турбокомпрессора является желанным тюнингом всех профессионалов этого дела. Но не во все автомобили можно установить турбину. Некоторые двигатели рассчитаны на работу только с тем объёмом поступающего воздуха, который попадает в них под действием атмосферного давления. Но, как правило, таких двигателей не много.
Поднимая давление топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя при помощи наддува турбины, можно
поднять мощность двигателя на 30 – 60%.
Конечно же, мощность растёт не за счёт повышенного в цилиндрах давления, а за счёт большей полезной работы, которую совершает топливно-воздушная смесь повышенного объёма, оказавшаяся в цилиндрах двигателя благодаря турбине. Т.е. в такой ситуации в двигателе оказывается больше бензина, который сгорает, увеличивая мощность двигателя. Но это не значит, что можно настроить систему управления двигателем на подачу в него большего объёма топлива, если на машине нет турбокомпрессора, и при этом ожидать роста показателей. Чип-тюнинг двигателя без установки турбины вполне возможен, но с его помощью можно поднять мощность на 3 -8%, но не как не на 30.
Для поднятия мощности двигателя, необходимо увеличить как количество воздуха, так и количество топлива. Если поднять процент топлива в смеси больше нормы, то для всего бензина не будет хватать кислорода, и он не будет сгорать полностью. В результате возрастёт потребление топлива, часть из которого будет просто улетать в трубу.
Основу любого турбокомпрессора составляют турбина и центробежный воздушный насос. Два этих элемента имеют общую ось, т.е. работают в жёсткой связке. Они вращаются в одном направлении с огромной скоростью (около 100.000 оборотов в минуту!). Таким образом, происходит преобразование энергии потока отработавших газов в крутящий момент, который приводит в действие компрессор, нагнетающий воздух в двигатель.
Турбокомпрессор можно установить на любой двигатель внутреннего сгорания, независимо от типа используемого топлива, или от типа охлаждения. Объём двигателя также не играет никакой роли. Единственное условие – формирование правильной топливо-воздушной смеси, после увеличения объёма воздуха. Как уже было замечено ранее, не все автомобильные двигатели позволяют это сделать.
На сегодняшний день практически все дизельные двигатели большого объёма, которые используются в промышленности, оснащены турбокомпрессорами. Автомобильные дизели также турбинами уже давно не удивляют. Правда, установка двух турбин на автомобиль это ещё не стандарт, но на промышленных двигателях два турбокомпрессора на один двигатель уже давно привычное дело.
Производители автомобилей всё чаще уменьшают рабочий объём двигателей, компенсируя снижение мощности установкой турбины. Особенно любят это делать на технологичных японских автомобилях. Если на автомобиле турбины нет, и есть желание произвести её установку – побеспокойтесь заранее о самом двигателе, устранив все его проблемы и недостатки.
Если не привести двигатель в полный порядок и установить на него турбину, все проблемы могут усилиться, что в конечном итоге приведёт к поломке двигателя.