
Чуть оправившись от российского финансового кризиса и резкого повышения рублевых цен на импортные машины, представительства западных автомобильных компаний наметили дальнейшее расширение своего бизнеса на востоке. До кризиса ряд гигантов автомобилестроения, такие, как FIAT и Renault, уже подписали договоры о создании совместных предприятий в России. Первой после августа 1998 года объявила о своем решении выпускать автомобили в России немецкая BMW.
На базе автомобильного
завода "Автотор", расположенного в Калининградской области, компания планирует в начале лета начать сборку BMW 5-й серии и британских внедорожников Land Rover Defender. Кроме того, BMW создаст в России собственную дистрибьюторскую компанию. Тем самым немецкий концерн пополнит список уже действующих в России 17 дилерских центров, которые за последние 5 лет продали около 4,5 тыс. автомобилей BMW.
Производство в Калининграде выгодно для немецкого концерна по нескольким причинам. Во-первых, город имеет хорошую инфраструктуру с высококвалифицированной рабочей силой, которая обойдется BMW гораздо дешевле, чем в Германии. В планы западного концерна входит создание к 2001 году 1300 рабочих мест, из которых 1000 будет занята в дилерской сети BMW.
Что касается персонала "Автотора", то руководство BMW проведет для него специальный трехмесячный тренинг, который пройдет в Мюнхене и на самом калининградском автозаводе. При этом немецкая компания намерена инвестировать в развитие российского производства 125 млн немецких марок, из которых 75 млн пойдет на развитие дилерской системы. Вторая выгода для BMW - находящийся в Калининграде незамерзающий порт, очень удобный для поставок комплектующих. Тем более что по крайней мере в первое время завод будет полностью работать на немецких деталях.
Третья причина, пожалуй, самая главная. Поскольку Калининград находится в свободной экономической зоне, то, как известно, любая продукция, ввозимая на его территорию, облагается налогами и пошлинами по льготным ставкам. Это особенно важно, так как таможенные пошлины увеличивают цену на автомобили с многолитровым двигателем примерно в полтора раза. Немецкие комплектующие должны будут поставляться на "Автотор" для мелкоузловой сборки.
Труд российских рабочих в себестоимости готового автомобиля должен составить 30%. Если это условие будет выполнено, то по российскому законодательству комплектующие будут ввозиться в Россию без уплаты таможенных пошлин.
Однако из всего этого вовсе не следует, что автомобиль BMW калининградской сборки станет в России гораздо дешевле собственно немецкого.Как сообщил "Известиям" заместитель генерального директора по внешним связям "Автотора" Эдуард Скопцов, политика цен немецкого автогиганта не зависит от места производства автомобиля. "BMW хочет избежать резкого снижения цен на свою продукцию, поэтому если компания и сделает свой автомобиль более дешевым, то это обязательно коснется и готовых иномарок, которые будут напрямую поступать из Германии в Россию", - отметил Эдуард Скопцов.
Таким образом, BMW, похоже, не интересует одно из "золотых" правил рынка - чем ниже цена, тем быстрее и больше доход.
Тем более что выгодные условия производства и так существенно повысят прибыль. Впрочем, в условиях кризиса снижение цены на такой класс автомобилей, как BMW, вряд ли приведет к значительному увеличению спроса на него.
В Калининграде BMW станет соседом южнокорейской компании "KIA-Motors", которая уже с 1997 года производит автомобили в одном из цехов "Автотора". Сейчас на автосборочном заводе "KIA-Балтика" идет обновление легковых автомобилей.
Кроме того, еще один автомобильный концерн - Renault обсуждает с правительством Москвы срок начала производства автомашин на совместном предприятии "Автофрамос". Возможно, в скором будущем к западным концернам присоединится и шведский Volvo. Сейчас он ведет переговоры о возможном сотрудничестве по сборке грузовиков с московским "ЗИЛом".
По данным BMW, в России ежегодно регистрируется около миллиона новых автомобилей. По прогнозу немецкого концерна, к 2002 году число регистраций может увеличиться до 1,5 млн. При этом довольно значительную часть в этом количестве хочет занять сам BMW. Если в 1997 году дилеры концерна продали 1100 машин, а из-за кризиса в 1998 еще меньше, то новое предприятие в России позволит выпускать около 10 тысяч авто в год.