
Началось все с того, что дорогостоящий новенький "БМВ" был угнан в Швеции. Преступление осталось бы нераскрытым, если бы дотошные представители страховой фирмы не докопались в буквальном смысле до прошлогоднего снега - документов, которые, казалось бы, не могли иметь отношения к совершенному преступлению, и не где-нибудь, а на польско-белорусской границе.
На первый взгляд дело выглядело так. Швед покупает авто в Германии и ввозит его в Швецию. Так делают многие предприимчивые шведы - ведь дома цены кусаются из-за высоких налогов, поэтому дешевле купить автомобиль в ФРГ и ввезти его по всем правилам через границу. Благо в Западной Европе бюрократия на границе минимальная.
Рутинная посадка на паром, сверка номера с документами. "БМВ" въезжает на территорию Шведского Королевства, находится в эксплуатации. Несколько раз незадачливый владелец получает на лобовое стекло квитанции штрафа за неправильную парковку и как законопослушный гражданин их оплачивает.
Но вот случилась беда - машину угнали. Владелец звонит в полицию, объявляется розыск. Полицейские патрульных машин всматриваются в каждый встречный "БМВ" независимо от цвета - перекрасить машину пара пустяков. Останавливают подозрительные машины, сверяют номерные знаки. На границе - та же картина, ведь даже номера двигателя и шасси уже занесены в список разыскиваемых авто. Но все бесполезно. Владельцу остается лишь уповать на получение страховки и сетовать на пустившую повсюду щупальца восточноевропейскую мафию.
О том, что угнанные в Западной Европе дорогие автомашины перекочевывают на Восток, известно давно. На Западе уже привыкли объяснять этот процесс тем, что оргпреступность из постсоветского пространства перешагнула границы и орудует в западноевропейских странах как у себя дома. Но, похоже, схема, о которой идет речь, может быть весьма распространенной, и действуют по ней местные нарушители закона, вошедшие в союз с мафией.
Выяснилось, что "БМВ" на самом деле был по всем правилам вывезен в Белоруссию и там продан. Только случилось это за много месяцев до того, как его "угнали". Поэтому объявление розыска и контроль на границах заведомо не могли привести к поимке угонщиков. А вернее сказать, машину не угоняли вовсе. Хозяин сам вывез авто и продал его. Когда молодому шведу предъявили обвинение, он очень удивился. Он считал, что преступление было нераскрываемым.
Добавим, что к моменту задержания его друзья по этой же схеме переправили еще две машины. Правда, теперь он был уже не главным действующим лицом, а скорее соучастником или консультантом. Его имя огласке не предается, следствие еще идет и, как знать, может быть, потянет за собой раскрытие других "угонов".
В газетах опубликована фотография одной из страниц его паспорта, на которой отчетливо видны штампы. Въехал на автопароме из Германии в Польшу, пересек на машине границу с Белоруссией. А вот обратный штамп сделан на железнодорожной границе. И обратно хозяин возвращался с вырученными за машину деньгами. Так что же произошло?
Весь фокус в том, что была вторая машина "БМВ" - только старая. Именно ее, старую, с номерами от новой "БМВ" он ввез в Швецию. На границе хозяин продемонстрировал все необходимые документы - до таких мелочей, как сверять номера шасси и двигателя, здесь дело не доходит. Ну кому придет в голову угонять машину в Швецию? Поездил некоторое время авантюрист по родным местам, умышленно получил штрафы за неправильную парковку (доказано даже, что один раз он сам позвонил по телефону в парковочную службу, чтобы оштрафовали "нарушителя"). А затем, имея на руках многочисленные доказательства присутствия машины в Швеции, заявил в полицию, что ее угнали. И стал спокойно оформлять получение страховки.
Тот факт, что его поймали, говорит, что контроль на границах, причем именно на границах Восточной и Западной Европы, все-таки становится более качественным. Но согласитесь, что искать угнанную машину в списках пересечения границы задолго до ее фактического угона может прийти в голову далеко не каждому.
Насколько редкими являются подобные авантюры? Вот комментарий шофера-профессионала, зарабатывающего на жизнь перегоном автомашин (как он уверял, без нарушения закона) из Германии в Россию: "Приходилось слышать и не такие истории".
Оказывается, "угон по договоренности" - довольно распространенное явление.
Продавец заявляет в полицию об угоне машины спустя какое-то время после того, как продает машину. Иногда ему просто звонят из России, Балтии или другой страны назначения - сам звонок является сигналом того, что граница пройдена, можно поднимать тревогу. Вариантов доверенностей и прочих документов, которые используются при этом, довольно много. Причем в отличие от шведского авантюриста хозяин машины вообще ничем не рискует - нет у него в паспорте никаких печатей, а то, что заметил пропажу машины не сразу, объяснить нетрудно. Для этого можно, например, на денек-другой съездить к друзьям. Вернулся, мол, а машины-то и нет.
На днях в финской печати появилась информация, что полиция предупреждала всех владельцев "Тойоты-Лексус" о необходимости быть особо бдительными, а страховые фирмы потребовали установить на них более совершенную сигнализацию. Оказывается, что эта дорогая спортивная машина очень полюбилась угонщикам, а поймать до сих пор никого не удалось. В Эстонии уже угнали чуть ли не все до единой, теперь за соседние страны взялись.