СЕГОДНЯ на российской территории будут впервые произведены немецкие автомобили. В присутствии и.о. вице-премьера Ильи Клебанова на принадлежащем АО "Автотор" заводе (Калининградская область) начнется сборка опытной партии (24 штуки) легковых автомобилей BMW 5-й модели. А 23 августа баварский концерн BMW представит калининградские автомобили в московском "Экспоцентре" на 4-м российском международном автосалоне.
Эксперты немецкого концерна гарантируют, что с качеством все будет в порядке - автомобили поступят в продажу только при соответствии всем принятым в Германии техническим параметрам. Немцы заинтересованы в качестве: в развитие производства (готовы к работе конвейер сборки кузовов, главный сборочный конвейер и испытательный комплекс) уже вложено 12,5 млн долларов. С октября эта же производственная база будет использоваться и для выпуска принадлежащей BMW марки внедорожника Land Rover Defender. До конца года с конвейера калининградского завода должна сойти тысяча автомобилей BMW 5-й серии и 200 лэндроверов. В следующем году объемы производства планируется удвоить, а к 2002 году добиться ежегодного выпуска 10 тысяч машин.
Эти планы сулят солидные прибыли и BMW, и "Автотору". Ведь отпускная цена автомобилей привязана не к себестоимости их производства, а к цене продаваемых в Москве "родных" "пятерок" и лендроверов. Разница цен между BMW российского и немецкого производства составит примерно 20%. Если завезенная из Германии новая "пятая бэшка" продается у нас примерно за 50 тысяч долларов, то сделанная в России будет стоить 40 тысяч. Для лэндровера те же цифры составят 55 и 44 тысячи соответственно. Выгода производства автомобилей в России станет более очевидна, если учесть, что льготное налогообложение производства на "Автоторе" (по особому режиму калининградской экономзоны) позволяет значительно сократить таможенные отчисления. В сумме со сборами, взимаемыми при продаже, они составляют примерно 60% от стоимости лэндровера. Экономия этих средств и обещает принести какие-то прибыли.
Если, конечно, автомобили будут продаваться. Ведь предыдущий проект "Автотора" - отверточное производство легковых корейских автомобилей Kia - показал, что продажная стратегия завода крайне далека от совершенства. А несмотря на солидную скидку в 10-11 тысяч долларов, ни "пятерка", ни лэндровер народным автомобилем не станут. Производители, судя по всему, на это и не рассчитывали. Ориентируясь на богатого клиента, они изначально стремились избежать возникших после кризиса основных проблем отверточного производства: исчезновения среднего класса, галопирующих цен на бензин и неподъемной стоимости обслуживания и ремонта. Понизить себестоимость в Калининграде собираются и за счет увеличения доли российской стороны в производстве. Пока будет осуществляться только сборка (из примерно полутора тысяч комплектующих), через несколько месяцев на заводе начнут полностью производить и покраску, а через пять лет, по словам президента "Автотора" Владимира Щербакова, около половины комплектующих "пятерки" будет изготовлено в России.
Все это выглядит заманчиво. Правда, неизвестно, как рынок отреагирует на появление полуроссийской машины - для покупателей дорогих авто одним из определяющих соображений при выборе машины всегда является престиж. Те же, для кого важнее экономический фактор, как правило, предпочитают брать подержанные машины из Германии процентов за 10 от стоимости нового автомобиля. Во всяком случае, на сегодняшний день из 120 тысяч бегающих по российским дорогам "БМВ" подавляющее большинство подержанных.